На газомоторном топливе — в будущее
Во исполнение решений, принятых в августе на совещании у заместителя премьер-министра Республики Беларусь В.И. Семашко, разработанные на Минском моторном заводе технические условия на газодизельные двигатели ГД-243 и ГД-243S3А согласованы с МТЗ, МЧС и Министерством промышленности РБ.
Исследования в области создания двигателей, работающих на газомоторном топливе, начались на ММЗ в 2013 году по поручению Правительства РБ. «Важность этого направления — в том, что использование таких двигателей очень выгодно, — говорит начальник КБ газовых и восьмицилиндровых двигателей управления главного конструктора С.В. Конаков. — Существуют газодизельные и газопоршневые двигатели. Газодизельный двигатель способен работать как по газодизельному процессу, так и на чистом дизельном топливе. В газодизельном режиме в качестве газомоторного топлива используется компримированный природный газ (метан) с замещением на режиме номинальной мощности газом до 70% дизельного топлива. При этом метан дешевле дизельного топлива в 2,5 раза. Одновременно в газодизельном двигателе увеличиваются срок службы моторного масла и ресурс (благодаря уменьшению отложений на деталях цилиндропоршневой группы). Газопоршневой двигатель работает полностью на компримированном природном газе».
На ММЗ уже выпущено несколько опытных образцов двигателей, в которых используется газомоторное топливо. В том числе — восемь четырехцилиндровых газодизелей ГД-243. Газодизель ГД-243 предназначен для установки на промышленные тракторы, машины и оборудование для коммунального хозяйства.
Как рассказал С.В. Конаков, один из образцов мотора ГД-243 проходит эксплуатационные испытания в составе трактора «Беларус-92П» в испытательном цехе МТЗ. К ноябрю наработка газодизеля в составе трактора составила 270 часов. В начале 2015 года тракторному передан еще один ГД-243. Три образца газодизеля отправлены в составе тракторокомплектов на ОАО «ПО ЕлАЗ» (г. Елабуга, РФ), где с ними собраны три трактора «Беларус-82.1». Два образца подготовлены для передачи ОАО «Ташкентский тракторный завод» (г. Ташкент, Узбекистан). Кроме того, в испытательном центре ММЗ проходит длительные стендовые испытания еще один газодизель ГД-243.
Изготовлен и отгружен ОАО «БЗТДиА» (г. Бобруйск) опытный образец трехцилиндрового газодизеля MMZ-3LGD мощностью 26 кВт для трактора «Беларус-320».
Специалисты УГК продолжают опытно-конструкторские работы по изготовлению образца шестицилиндрового газодизеля ГД-260.1 мощностью 114 кВт для ОАО «Амкодор».
Для газодизеля ГД-243S3А, которым будет комплектоваться сельскохозяйственная техника, ведется подбор специального нейтрализатора отработавших газов, позволяющего достичь норм выбросов вредных веществ уровня S3А. Раньше такой тип нейтрализаторов ни на ММЗ, ни на МТЗ не применялся. Компании «Динекс Русь» (г. Гатчина, РФ) и «РОССКАТавто» (г. Тольятти, РФ) — производители нейтрализаторов для серийных двигателей ММЗ — занимаются подбором специального каталитического покрытия для нейтрализации метана. По информации компаний, данный тип нейтрализаторов коренным образом отличается от нейтрализаторов для чисто дизельных двигателей, с которыми ММЗ работал до сих пор, поэтому выбор и нанесение нужного каталитического покрытия связан с определенными технологическими затруднениями, для преодоления которых требуется время.
На основании результатов испытаний нейтрализатора в составе газодизеля ГД-243S3А будет определен срок проведения приемочных испытаний.
С.В. Конаков отметил, что технические службы ММЗ не оставили вниманием и такое направление деятельности, как создание газопоршневых двигателей. Это — моторы ГПД-245.7 мощностью 122 л.с. и ГПД-245.9 мощностью 136 л.с. Их разработка ведется совместно с НПП «ИТЭЛМА» (г. Москва) по согласованному графику. В декабре 2015 года запланировано испытание этих двигателей на токсичность. В следующем году будут проведены сертификационные испытания на соответствие двигателей требованиям технических регламентов Таможенного союза.
«Наше участие в программе освоения производства моторов, использующих компримированный природный газ в качестве топлива, подтверждает, что завод находится на острие современных тенденций развития двигателестроения», — подчеркивает С.В. Конаков.