Двигатель ММЗ обкатали на ралли
Оснащенная двигателем ММЗ сельскохозяйственная машина приняла участие в первом тракторном ралли, организованном в Беларуси Минским тракторным заводом.
Мероприятие прошло 28 января и было приурочено ко Дню белорусской науки. Это была уникальная гонка тракторов по Поставскому и Глубокскому районам Витебской области. Маршрут протяженностью 17 километров пролегал по бездорожью: перепаханные поля, болото, лесные тропы, специально созданные препятствия… Он соединил две самые известные деревни региона — Париж и Мосар. Благодаря созвучности с ежегодным трансконтинентальным ралли-марафоном, долгое время называвшемся «Париж – Дакар», на день гонок ударение в названии белорусской деревни было перенесено с первого слога на последний.
Для своеобразного ралли ставилась цель: продемонстрировать скорость, мощь и выносливость тракторов «Беларус» в сложных климатических условиях. Наличие этих качеств доказывали семь тракторов «Беларус-3522», представлявших самую мощную серию МТЗ. Они оснащены двигателем Caterpillar C9 мощностью 364 л.с. К ним присоединился гусеничный трактор «Беларус-2103», укомплектованный мотором ММЗ Д-260.4S2 мощностью 212 л.с. «Мы захотели показать возможности данного трактора именно в этом регионе, — пояснил ведущий специалист по связям с общественностью управления протокола и рекламы ОАО «МТЗ» Павел Тухто, — так как гусеничный «Беларус-2103» предназначен в основном для мелиоративных работ, а в Витебской области почва довольно болотистая».
Шоу получилось зрелищным, красочным, по-настоящему праздничным. Посмотреть на него приехали желающие со всей республики, их насчиталось более 4500 человек. Впервые в истории белорусского Парижа возле него образовались автомобильные пробки.
На мероприятии присутствовали заместитель министра промышленности Александр Огородников, председатель Государственного комитета по науке и технологиям Александр Шумилин, председатель Витебского облисполкома Николай Шерстнев, председатели Поставского и Глубокского райисполкомов Виктор Гуторов и Олег Морхат, руководители ряда других республиканских служб и ведомств, директора заводов, в том числе — генеральный директор ОАО «МТЗ» Ф.А. Домотенко и генеральный директор ММЗ И.В. Емельянович. Побывал на первом тракторном ралли и заместитель генерального директора по идеологии, социальному развитию и работе с персоналом А.Г. Новик, который отметил, что его впечатлили масштабность и высокий уровень организации мероприятия.
Ф.А. Домотенко рассказал, что идея проведения ралли зародилась в прошлом году, во время посещения МТЗ главой государства, которому тогда представили макетный образец нового энергонасыщенного трактора. И вот сейчас на тракторных гонках, можно сказать, произошли показательные испытания новых машин. Четыре из них уже некоторое время работают в Витебской области, их «пилотировали» местные аграрии. Три трактора только сошли с заводского конвейера, еще не были обкатаны и их никто специально не готовил. Этими машинами управляли работники МТЗ, так же, как и гусеничным трактором с двигателем ММЗ.
В итоге техника МТЗ показала себя наилучшим образом. Ни с одним препятствием на дистанции экипажи не испытали трудностей. Заезд окончился «тракторным футболом»: водители должны были прогнать огромные надутые мячи через арку. По итогам всех соревнований, первое место досталось Руслану Барсуку, второе — Евгению Лукашевичу, третье — Дмитрию Емельянченко.
Однако этим программа мероприятия не была исчерпана. Зрителей ждало еще перетягивание каната тракторами — колесным и гусеничным. И если в гонке гусеничный «Беларус» по объективным причинам уступал своим более мощным колесным «собратьям» (хотя на болоте показал себя даже более выгодно), в перетягивании каната взял реванш.
Победителям гонки были вручены призы. Водитель гусеничного «Беларуса» Александр Шеремет, работник МТЗ, получил подарок от Минского моторного завода — за то, что он достойно представил трактор, оснащенный двигателем ММЗ.
«Гусеничный «Беларус-2103» выпускается Мозырским машиностроительным заводом, входящим в состав МТЗ-холдинга, — сообщил начальник КБ двигателей управления конструкторско-экспериментальных работ-2 ОАО «МТЗ» А.И. Лимар, — примерно с 2010 года. Машина серийно комплектуется двигателем ММЗ Д-260.4S2. В начале производства трактора проводились пробы импортного аналога мотора. Но по совокупности характеристик, предпочтение было отдано минскому двигателю». А.И. Лимар добавил, что данные трактора поставлялись в хозяйства Беларуси, России и Казахстана, а сейчас на мозырском заводе идет сборка партии таких машин, предназначенных для Республики Куба.
Сейчас на Минском моторном заводе ведется изготовление первого опытного образца 330-сильного двигателя Д-262.3S3А-193 с перспективой установки его на тракторы «Беларус-3522». Так что, возможно, в недалеком будущем участников ралли «повезет» мотор ММЗ. Впрочем, именно в таком составе тракторов гонки вряд ли будут снова проводиться, хотя и решено сделать их традиционными. По словам Ф.А. Домотенко, предполагается следующий пробег организовать в конце августа в Челябинской области России и представить там другую продукцию МТЗ. А в следующем году провести такие же соревнования в Беларуси, но уже с новым уникальным трактором в 450 лошадиных сил.