«Двойке» ММЗ очень рады
Разработана конструкция и изготовлен первый опытный образец двухцилиндрового двигателя MMZ-2LD.
На Минском моторном заводе активно развивается такое современное перспективное направление, как разработка и выпуск малолитражных дизельных двигателей. Только недавно было рассказано о создании новой модификации малолитражной «четверки». И вот — завод готов представить следующий новый мотор, двухцилиндровый MMZ-2LD.
Как рассказал начальник КБ двигателей малой мощности УГК М.А. Клессо, идея его создания зародилась у специалистов завода уже несколько лет назад. Целью ставилось увеличение ассортимента выпускаемой продукции и содействие выполнению программы импортозамещения. Предполагалось, что новое изделие составит конкуренцию импортным двигателям «Lambordini», «Perkins», «Kipor».
Первые попытки разработать двухцилиндровый мотор специалисты УГК предприняли в 2012 году. Сначала конструкторская мысль была направлена на создание двигателя с воздушным охлаждением. Но эти наработки не получили окончательного воплощения.
В начале 2016 года Минский моторный завод посетили представители АО «НПП «Проект-Техника» (г. Рыбинск, РФ). Они сообщили о своей заинтересованности в двухцилиндровых моторах жидкостного охлаждения, для комплектации дизель-генераторных установок и другой спецтехники. В мае того же года в УГК были начаты работы по реализации этих пожеланий. Они увенчались успехом.
Изготовлен первый опытный образец двигателя MMZ-2LD, который установлен на стенде в боксе испытательного центра УГК. В конце прошлой недели был произведен его запуск. Конструктивно мотор создан на базе трехцилиндрового. Однако по сравнению с ним имеет более жесткий блок цилиндров, к тому же для облегчения массы в конструкцию заложен алюминиевый картер маховика вместо чугунного. Но главное принципиальное отличие MMZ-2LD от MMZ-3LD — наличие механизма, уравновешивающего момент от сил инерции 1-го порядка.
«Мы планируем получить на новом двигателе номинальную мощность 23 л.с. при номинальной частоте вращения 3000 оборотов в минуту, — говорит М.А. Клессо. — Но эти показатели еще будут уточняться по результатам проведения множества различных испытаний. Предстоит заниматься исследованиями и экспериментами в области рабочего процесса двигателя, подбором топливной аппаратуры, анализом работы механизма уравновешивания момента от сил инерции 1-го порядка. Испытания уже ведутся».
Об экологических показателях, по словам М.А. Клессо, пока говорить рано. В принципе, на дизельный двигатель данной мощности не распространяются требования по экологии, предусмотренные директивами ЕС и правилами ЕЭК ООН.
Создание нового двигателя — заслуга специалистов нескольких конструкторских бюро ММЗ: двигателей малой мощности, кривошипно-шатунного механизма, рабочего процесса и вспомогательных узлов двигателя, электрооборудования и пуска. Особо отметили руководители бюро из КБ ДММ — А.В. Лысова, из КБ КШМ — А.А. Никишева, из КБ РПиВУД — В.В. Козловского (все они — молодые инженеры-конструкторы) и из КБ ЭОиП — А.Ф. Жабенко, ведущего инженера-конструктора.
«Примечательно, что механизм, уравновешивающий момент от сил инерции 1-го порядка, разработали молодые специалисты Андрей Лысов и Александр Никишев, только в 2015 году окончившие БНТУ, — подчеркивает М.А. Клессо. — Их коллеги по работе над новым мотором из нашего бюро — тоже очень молодые. Так что «двойку» можно назвать молодежным двигателем».
Андрей Лысов утверждает, что трудиться над новым мотором ему было интересно. «Для создания новинки я изучил множество литературы, проанализировал конструкции различных двигателей. Принцип уравновешивания уже хорошо известен, но его нужно было конструктивно применить конкретно к нашему мотору. Для этого я произвел немало расчетов. Теперь приятно видеть продукт, в который вложен и мой труд, и мои мысли, и мои идеи».
Конечно, моральное удовлетворение — это хорошо. Но если говорить честно, то вряд ли молодым людям этого достаточно. Вот и М.А. Клессо высказывает уверенность, что все, задействованные в разработке MMZ-2LD, заслуживают поощрения. Ведь для жизни нужно так много: создавать и содержать семьи, вкладывать средства в развитие и отдых. Наверняка перспективные молодые конструкторы желают профессионального и карьерного роста. А все работники завода желают, чтобы на минском предприятии задерживалась молодежь, способная создавать новое, обеспечивать конкурентоспособность продукции при современных правилах игры на мировых рынках. Для этого, конечно, нужно предложить молодежи соответствующие благоприятные условия, давать стимулы, как материальные, так и социальные, и карьерные. Только тогда можно надеяться, что список новых, перспективных изделий Минского моторного завода будет пополняться, а уже существующие будут совершенствоваться.