Конструкторы нацелены на результат
Главный конструктор входит в число высшего руководства Минского моторного завода. Он является начальником подразделения, которое во все времена называлось интеллектуальной элитой предприятия. В этом управлении произошли значительные кадровые изменения. Назначен и новый главный конструктор — Михаил КЛЕССО. Он ответил на вопросы сотрудницы пресс-службы завода.
— Какие основные задачи стоят сегодня перед управлением главного конструктора?
— Постараюсь ответить кратко. Разрабатывать конструкции двигателей, отвечающих современным требованиям, а также деталей и узлов, входящих в их состав. В процессе испытаний проверять оптимальное соотношение мощности и удельного расхода топлива, а также доводить показатели моторов до современных требований экологической безопасности — как автомобильных, так и тракторных модификаций. По результатам анализа потребностей рынков, проводимого специалистами управления маркетинга, искать возможности расширения применяемости наших двигателей в составе различной техники.
— Как вы считаете, способно ли УГК реализовать эти задачи, находится ли наша конструкторская мысль на уровне последних мировых технических достижений?
— Нужно понимать, что в принципе, имея квалифицированных специалистов, разработать можно многое, другой вопрос — как это изготовить. Мы работаем в тесном взаимодействии с другими подразделениями завода, особенно с ОГМет и ОГТ. Поэтому выполнение задач на современном уровне зависит не только от нас. Оно обусловлено наличием соответствующего оборудования, программного обеспечения. Хотелось бы провести широкое внедрение современных систем инженерного компьютерного анализа, которые бы позволили оценить поведение той или иной конструкции изделия в реальных условиях эксплуатации, в полном объеме прорабатывать несколько различных вариантов конструкции, не дожидаясь стадии испытаний. Внедрение таких методов расчета на практике требует не только мощных вычислительных систем, но и соответствующего обучения специалистов УГК для приобретения необходимой компетенции. Есть и такая проблема, как отток из управления опытных кадров. Сейчас у нас трудится большой процент молодежи до 30 лет. С одной стороны, это хорошо: свежий взгляд, новые подходы, высокая способность к обучению, нерастраченный энтузиазм. С другой стороны, молодые люди еще не познакомились со всеми особенностями производства и иногда могут придумывать замечательные конструкции, которые сложно воплотить в реальность.
Тем не менее, несмотря на все трудности, только за последнее время специалистами УГК разработано немало новой продукции современного уровня. Это и двухцилиндровый двигатель, в создание которого значительный вклад внесла как раз молодежь, и новые модификации малолитражного четырехцилиндрового, и высокофорсированные моторы. Мы будем продолжать упорно трудиться, в максимальной степени используя имеющиеся ресурсы.
— В связи с тем, что вы сказали, как собираетесь в управлении построить работу с молодежью?
— Воспитание и становление молодых специалистов зависит в первую очередь от начальников бюро. Я могу только принять участие в этом процессе. Молодежь нужно учить, расширять ее кругозор, помогать становиться грамотными профессионалами в двигателестроении. При этом важно проводить «селекцию»: определять, кому действительно все это нужно, кто хочет достичь высот в профессии, интеллектуально реализоваться, а кто мечтает просто отработать по распределению и уйти. Ведь на формирование настоящего специалиста тратится много усилий, и хочется, чтобы они не были напрасными. По отношению к тем, кто стремится проявить себя, я считаю, следует активнее применять меры стимулирования, в том числе материального.
— Какие проекты являются приоритетными для УГК на ближайшую перспективу?
— Проектов много, но отдельно от всех стоит первоочередная задача — создание двигателя объемом 3,6 литра MMZ-3,6DTI мощностью до 120 л.с. для внедорожной техники «Амкодора». Это в полном смысле новый двигатель, не использовавшегося ранее типоразмера — 102 мм (диаметр цилиндра) на 110 мм (рабочий ход), с деталями оригинальной конфигурации. Заимствований от предыдущих моделей — ничтожный процент, и то в крепежных элементах. Работа над двигателем началась в первом квартале. Согласовано с заказчиком техническое задание, проведены компоновочные работы, направлены основные детали двигателя на проработку в ОГМет, выпускается конструкторская документация на оригинальные детали. Сейчас мы находимся на стадии рабочего проекта.
Еще одним важнейшим направлением деятельности является создание двигателей уровня Евро-6. В связи с эти в боксе испытательного центра ММЗ ведутся работы по определению возможности достижения требуемых экологических показателей. Проводятся испытания с системой очистки отработавших газов производства «Динекс-Русь» (Россия).
Также проводятся испытания двигателя MMZ-2LD. Предстоит работа по определению влияния уравновешивающего вала на вибрацию двигателя.
Продолжаются работы на стенде по доведению до необходимых показателей автомобильной версии малолитражного четырехцилиндрового двигателя MMZ-4DTI.A CR. Он предназначен для комплектации автомобилей «ГАЗель» на вторичном рынке.
— Конечно, для решения таких масштабных задач УГК должно находиться «во всеоружии». Укомплектован ли в подразделении штат руководящего состава?
— За последнее время в управлении произведено несколько назначений на руководящие должности. Примечательно, что их заняли люди примерно одного возраста, 1978–79 годов рождения. То есть одновременно еще достаточно молодые и уже достаточно опытные. Заместителем главного конструктора — начальником отдела автомобильных двигателей стал Дмитрий Леонидович Синевич, бывший начальник КБ автомобильных двигателей. На этом посту, а также раньше, в качестве инженера-конструктора, зарекомендовал себя как добросовестный, исполнительный, грамотный специалист. Принимал участие в работах по постановке на производство двигателей уровня Евро-3, Евро-4 и Евро-5. Вместо него начальником бюро стал Андрей Александрович Чернобыльский. Андрей часто бывал в командировках в разных странах, занимался адаптацией двигателей для переоборудования автомобилей ГАЗ, ЗИЛ. Ответственно подходил к решению данного вопроса, что отмечали все заказчики, благодаря чему по результатам его деятельности принимались положительные решения о применении наших двигателей на технике. Назначен и начальник КБ шестицилиндровых двигателей — Александр Федорович Жабенко. Раньше он трудился в бюро электрооборудования и пуска, разрабатывал конструкторскую документацию по установке стартера, генератора, компрессора и другого оборудования на двигатели всех типов, а также курировал этот процесс. Направление работы, связанное конкретно с шестицилиндровыми двигателями, для Александра несколько новое, но учитывая его общую техническую базу и конструкторский опыт, он способен быстро освоиться на этом поле деятельности.
Вакантной пока остается должность начальника КБ двигателей малой мощности.
— Какой общий посыл своей деятельности в качестве главного конструктора вы хотели бы заявить?
— Мы будем повышать сплоченность коллектива, упорно работать и приносить пользу заводу. Все сотрудники управления главного конструктора нацелены на конкретный результат, и это несомненно принесет свои плоды.