Рынки Таможенного союза для ММЗ открыты
В конце декабря 2016 года завершилась сертификация автомобильных и тракторных двигателей ММЗ на соответствие техническим регламентам Таможенного союза.
На территории стран Таможенного союза запрещено выпускать в обращение продукцию, не соответствующую его техническим регламентам. Как объяснил начальник КБ сертификации и эксплуатационной документации УГК П.Ю. Столяров, технические регламенты разрабатываются в целях защиты жизни и здоровья человека, имущества, охраны окружающей среды и предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей.
Непосредственно двигателей ММЗ касаются ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств» и ТР ТС 031/2012 «О безопасности сельскохозяйственных тракторов и прицепов к ним». Первый вступил в действие с января 2015 года и относится к автомобильным двигателям и их запчастям, второй — с февраля 2015 года, распространяется на тракторные двигатели. Ранее на все эти изделия были получены национальные сертификаты, которые по решению Евразийской экономической комиссии признавались на территории стран ТС. По мере истечения сроков действия национальных сертификатов, Минский моторный завод начал проводить сертификацию продукции на соответствие техническим регламентам Таможенного союза, так как они распространяются на вновь изготавливаемые и ввозимые изделия.
Заключительный этап процесса сертификации проходил в организациях, включенных в единый реестр органов по сертификации Таможенного союза. Это РУП «БелГИМ», «ПОЛИТЕХ-СЕРТ» филиала «НИЧ БНТУ», «САМТ-Фонд» (г. Москва). Ему предшествовала огромная работа, проведенная инженерами УГК, испытателями двигателей ЭкЦ. Курировали и обобщали эту работу специалисты КБ сертификации и эксплуатационной документации УГК. На основе данных, представленных другими бюро, они готовили объемные комплекты сертификационных документов, в которые входят, в частности, технические описания и протоколы испытаний. «Во время сертификационных испытаний двигателей учитывались следующие показатели: выбросы вредных веществ в отработавших газах, дымность, а также дополнительно для автомобильных моторов полезная мощность, шум и пуск», — пояснил П.Ю. Столяров.
В числе автомобильных прошли сертификацию двигатели разных модификаций Д-245 (уровней Евро-1, Евро-2, Евро-3, Евро-4 и Евро-5), Д-260 (уровней Евро-1, Евро-2 и Евро-3), а также MMZ-WP12-430Е4. В числе тракторных — широкая группа двигателей модификаций Д-243, Д-245, Д-260, Д-262 уровней Stage 2, 3А, 3В и 4, а также MMZ-3LD. Их сертификационные испытания проводились с учетом различных вариантов комплектации моторов.
Обязательной сертификации подлежат также комплектующие изделия собственного производства к автомобильным двигателям, поставляемые в качестве запчастей. Это был серьезный вопрос, который поднимали дилеры ММЗ. Для подготовки сертификационных документов объединили усилия специалисты УГК и ОКРиРП. Процесс сертификации запасных частей также прошел успешно.
На двигатели и запчасти выданы сертификаты соответствия сроком действия 5 лет. Наличие этих документов позволяет ММЗ беспрепятственно реализовывать продукцию на территории всех стран, входящих в Таможенный союз. Но оно же налагает на предприятие повышенную ответственность. «Теперь все изделия, выпускаемые в соответствии с техническими регламентами Таможенного союза, должны быть промаркированы единым знаком обращения продукции на рынке стран Таможенного союза «EAC», — рассказал П.Ю. Столяров. — Но если маркировка нанесена, а в действительности изделие по параметрам не соответствует техническому регламенту, для виновников предусмотрены штрафные санкции». Работники всех подразделений завода должны особенно тщательно следить за тем, чтобы выпускать соответствующую продукцию, не допускать отклонений от конструкторской документации и технических процессов. «При получении сертификата соответствия предприятие подписывает соглашение с сертифицирующим органом, по которому последний получает право проводить аудиты для проверки процессов производства», — подчеркнул П.Ю. Столяров. Также следует учитывать, что Минский моторный завод имеет право выпускать двигатели только в той комплектации, которая заявлена в сертификационных документах, так что нельзя закупать комплектующие у произвольных поставщиков.
Сертификация является конечным звеном в цепочке производства двигателей и проводится тогда, когда освоен выпуск продукции, отлажены все производственные процессы. Получение сертификатов соответствия техническим регламентам Таможенного союза — еще одно доказательство того, что продукция ММЗ — современная и качественная.